Маршрут по западной части Северной Америки - 2060 миль (для увеличения - кликни на карту)

Посмотреть все фотографии с комментариями:  Часть I East   Часть II West
Многоэтажная Америка



     Что такое Америка? Америка – это небоскребы Нью-Йорка? Да. А может Америка – это яркие огни Лас-Вегаса и звезды Голливуда? Тоже да! А можно ли говорить об Америке и не сказать о знаменитых на весь мир национальных парках? Конечно, нет – это тоже Америка. А вообще есть мнение, что Америка на самом-то деле «одноэтажная». И это тоже – чистая правда.
     Мы не ставили цель посмотреть всю Америку, но заглянуть, по возможности, в ее разные «лица»/ «этажи» нам очень хотелось.
     Наш двухнедельный маршрут был такой: Нью-Йорк – Лас-Вегас – Национальные заповедники – Лос-Анджелес (Голливуд) – Еще один интересный национальный заповедник – Сан-Франциско - Нью-Йорк.







Нью Йорк

     Первые несколько дней нашего отпуска прошли в Нью Йорке, месте, о котором нет смысла здесь писать - написано уже много. Пользовались путеводителями Афиши и Оранжевого Гида ("Лучшие города америки"). Забавно, что местами в этих путеводителях встречаются целые куски одинакового текста, толи друг у друга списали, толи у третьего...
     Тем не менее - немного о Нью Йорке, так сказать, самое важное.
     Отели - дорогие. Можно разделить на 3 категории - хостелы (кровать в общей комнате), номера без удобств (удобства на этаже), стандартные номера. Первые стоят 20-40$ (на человека), вторые - 100-200$ за комнату, последние - выше 250$ за комнату. Рекомендуем второе, потому как "удобства на этаже" это все-таки не сортир в российском общежитии, да и номеров на этаже обычно не много (дома в НЙ высокие, а не широкие). Не желательно отель брать в Гарлеме, там не так безопасно, как могут писать на сайте отеля, и неуютно даже днем (Вы – белая ворона). Также неудобно жить в верхнем манхеттене вдоль центрального парка (а недорогих отелей именно там много), оттуда очень далеко добираться до всего кроме парка, придется постоянно ездить на метро, вечерами метро ходит редко, а гулять по парку небезопасно.
     Помимо стандартных достопримечательностей, "must see" еще 2 не очень известные вещи: Канатная дорога на остров Рузвельт (самый необычный вид из фуникулера. И вся прогулка на пол часа):



     Highline - променад из заброшенной железной дороги в Chelsea. Рекомендуется посетить вечером, когда начнет смеркаться, тогда можно и обозреть окрестности с высоты дороги и подсветку самой дороги, и горящий в огнях Нью-Джерси через реку...



     Хай Лайн совсем новая достопримечательность – она еще не успела занять достойное место в путеводителях. Да и сам променад еще не до конца доделан. При желании, можно помочь его достроить. Подробности тут: http://www.thehighline.org/.

Лас Вегас

     Утром пятого дня мы отправились в Лас Вегас, время в полете - 6 часов . Кратко можно сказать, что Лас Вегас - город-улица (Стрип), он же "город из папье-маше", попытка казино перещеголять друг друга декорациями и грандиозными шоу. Причем, и то и другое, как правило, можно просто бесплатно посмотреть - например, самый большой в мире поющий фонтан... Отели не дорогие, рекомендуем селиться прямо на улице Стрип (вид из самолета):



чтобы уже никуда не ехать. "Места, представляющие интерес" неплохо описаны в Оранжевом гиде, и их немало, если "копнуть". Сюда американцы приезжают в целые отпуска, предвкушая оные и назойливо насвистывая свою любимую песню над Вашим ухом в самолете. По нашему же мнению здесь вполне достаточно провести один, максимум два вечера, (если Вы не играете)... Из декораций наиболее реалистично и со вкусом сделан отель "Венеция" (на фото вид ВНУТРИ помещения!).



Чего мы не сделали в Лас Вегасе, а надо было, так это не сходили ни на одно из грандиозных шоу, проходящих в тех же самых отелях, например Цирка де солей. Здесь можно купить билеты со 50% скидкой на представление в тот же день, при условии, конечно, что билеты на него еще есть в наличии. Еще мы не поиграли ни в одном казино и не дернули за руку ни одного «однорукого бандита». Просто не захотелось.
     В аэропорту Лас Вегаса мы взяли напрокат автомобиль с договоренностью сдать его в Сан-Франциско. Получили машинку по случайности классом выше, чем заказывали,



так как заказанного варианта в прокате не оказалось, и, проведя вечер в Лас-Вегасе, - отправились в каньоны. В планах было посетить пять каньонов - Zion, Bryce, Arches, Monument Valley, Grand Canyon. Времени было не много, поэтому большая часть светового дня уходила на дорогу. Светает рано, смеркается тоже рано. Расстояния подскажет гугл, но общее правило - по возможности придерживаться Interstate магистралей либо крупных шоссе, так выходит быстрее, и маршрут можно прокладывать просто имея в руках бумажную карту. Позаботьтесь о бумажных картах (не игральных) заранее, так как по той карте, что дают в прокате, ориентироваться невозможно, а все электронные гаджеты с навигацией не дают всеобъемлющей картины маршрута.

Каньон Zion

     Немного заплатив (25$ с легковушки) через парк можно проехать на авто, обозревая все красоты с горного серпантина (шоссе номер 9). Парк представляет собой горы, похожие на средиземноморские и впечатляет на фоне пустыни,



предшествующей въезду в парк, но на самом деле все эти красоты - только «разминка» перед предстоящими каньонами, которые существуют в этом мире в единственном экземпляре и ни на что не похожи. Проехать парк Zion можно насквозь, что мы и сделали, продолжив путь по 89 шоссе в сторону каньона Bryce.

Каньон Bryce

     Все будки для продажи билетов в заповедники США (national parks) на въезде работают примерно до 17.00 (зависит от времени года), а после - вход открыт, а будка закрыта. Как сказал один из работников парка – «booth is closed, so you don't need to pay...». Правда, чтобы увидеть что-то после 17.00 нужно поторопиться, солнце в это время садится с 18 до 19. И еще надо следить за часовыми поясами, переезжая на авто с запада на восток и обратно – однажды мы остались без завтрака в гостинице, очередной раз спутав время…
     Итак, Bryce canyon это то, что обычно показывают на фото, как визитную карточку штата Юта - огромный каньон с торчащими повсюду высокими красно-оранжевыми "горами-пальцами".



Вниз можно спуститься и наблюдать закат солнца среди торчащих в небо красных каменных столбов и силуэтов засохших деревьев. Что мы и сделали. И темнота застала нас внизу! Ночью там холодно, очень холодно (около 0 градусов), и, вероятно, водятся пауки.



А путь наверх далек, о чем так не по-американски не говорит ни одна надпись при спуске. И вообще никто не регистрирует - кто спустился, когда... Путь освещала только луна, а тропа продолжала огибать скалы-стволы, проходить сквозь тоннели и все время вверх, вверх, вверх. В итоге поднялись мы до смотровой площадки «Sunrise point» где то в глубине каньона, где действительно пришлось бы и встречать рассвет, если бы не свет фар последнего покидающего парк автомобиля в кромешной тьме, подсказавший нам куда идти дальше чтобы выйти на парковку.
     Недалеко от каньона есть деревянный туристический комплекс, который в темноте выглядит как будто вымерший, но внутри жизнь кипит - и ресторан, и отель, и магазин сувениров - просто никому не надо выходить наружу, чтобы перейти из одного заведения в другое (http://www.rubysinn.com/). Пишут что это заведение тут уже с 1916 года. При выборе места для ужина следует учесть, что в ближайших двух десятках миль других достойных заведений не наблюдается. А мы движемся в сторону парка Арок (Arches Canyon), по дороге заночевав в одном из придорожных отелей.

Отели и Мотели

     На вопрос в чем разница? - коренной американец ответил, что раньше отели были в городах, а мотели - на трассах в отдалении от городов. Теперь же границы между ними размыты и на дороге можно встретить одиноко стоящий отель, а в центре города - мотель... На трассах заранее можно ничего не планировать - чтобы уставшему путнику переночевать - достаточно в любом придорожном городке зайти в отель или мотель, заплатить 60-70$ за номер и уже через 5 минут быть в постели...




Парк Arches (Парк Арок)

     Дорога в этот заповедник из каньона Брайс пролегала через высокогорье (мы попали сюда со 191 шоссе), и в дороге шел настоящий снегопад, пришлось включать печку, а ведь еще день назад в Вегасе приходилось включать кондиционер! Парк Арок - необычное место, в основном плоскогорье, в стенах которого природой проделаны тоннели-арки. Происходило это вот так:



А самая известная арка, символ этого заповедника - называется "Delicate Arch", она же действительно самая красивая и необычная (на основном фото сверху). В отличие от "дыр в стенах" эта арка стоит тонкой радугой с 16-этажный дом на ровном утесе. Для аналогии - нечто подобное сейчас построено на живописном мосту в Москве. Но вид на эту арку надо заслужить - увидеть ее можно только пройдя 2 мили в гору, причем вид открывается только в самый последний момент, после заворота "за угол". Вот она!



Но не только арка открывается Вашему взору – впечатляют необычные пейзажи лысых гор, как будто вылитых из гигантской космической бетономешалки. На обратном пути также быстро вид скрывается, и снова 2 мили вниз, но оно того стоит, дорога сама по себе очень живописна. В парке есть много троп для прогулок, каждая их которых может отнять часы, поэтому если времени мало - лучше ни на что не отвлекаться и сразу доехать до тропы к Деликатной Арке, это лучшее что там можно увидеть! А на все остальные красоты полюбоваться издалека (Окна, Парк авеню и т.д.). Далее наш путь лежал в долину монументов.

Долина Монументов

     Место, известное всем по классическим вестернам. Здесь они и снимались - красная долина с одинокими скалами-монументами.



     Увидеть это чудо засветло нам так и не удалось - зато въезд в парк был опять бесплатным. Вместе с ночью нас застала еще и мокрая метель из снега с дождем, и зачем мы поехали ночью в этот парк до сих пор не понятно, ведь ни в одном каньоне до сих пор не было отелей. А здесь, как оказалось, есть! При чем очень необычный отель. Принадлежит он (как и вся земля вокруг долины монументов) индейцам племени Навахо, коренным жителям континента. Если в долине Монументов Вас застал вечер – не надо искать мотелей по дороге, или в совершенно никаком городке Kayenta, а лучше остановиться на ночь именно этом отеле (~160$ за номер), прямо в долине - аутентичные интерьеры, индейское меню и сувениры ручной работы местных мастеров - оазис среди ново-американских стандартов и китайского барахла. Нюанс - в резервации Навахо не продается алкоголь, в том числе в ресторане. А если привезли с собой - нельзя его употреблять (мы, к сожалению, не привезли). Впрочем, нам предложили чудесного безалкогольного пива. Еще немного об отеле - с утра, с восходом солнца, понимаешь почему отель называется The View - с балкона любого номера открывается вот такой вид:



     Лучше брать 2 этаж, так как по земле ночью бегают с неясными намерениями голодные койоты... И потом, проезжая по долине под музыку Морриконе, лучше не отходить от машины далеко, предупреждение гласит "If coyote does not afraid of you, be afraid of it!".

Гадкий койот:


А мы уже движемся в Большой Каньон!

Большой Каньон

     Есть к этому каньону два основных подъезда - северный и южный (South Rim, North Rim). В этот раз мы побывали на южной стороне. На въезде стояло оповещение о средней (moderate) опасности пожара. Интересно, какие критерии «средней опасности» пожара, учитывая, что далее вдоль дороги на протяжении нескольких километров банально догорал лес! Вид за окном автомобиля получился самый умиротворенный - тихо горящий огонь, крупные хлопья снега, задумавшиеся стаи оленей... Вместе со снегом в каньон опустился и туман, поэтому разглядеть дно удалось далеко не с первой площадки осмотра. В каньон можно и спускаться по туристическим тропам, но это происходит в теплое время года и в организованных группах, так как предприятие совсем не безопасное - тропы не оборудованы (все по-настоящему!), нужна хорошая физическая форма, не редки грозовые шторма, да и походы, по хорошему, не однодневные. Никакие фотографии не передают того пространства, которое открывается взору в Большом Каньоне, но удержаться от того чтобы не сделать снимки на память - невозможно...



     Кстати, вероятно, вы слышали про стеклянный променад-подкову над каньоном, возвышающийся над дном на расстоянии в 3 раза выше останкинской башни? Этот променад находится не в парке Grand Canyon, а в западной части ущелья, недалеко от Лас Вегаса, и расстояние до туда из North или South Rim - более 250 миль, детали на http://www.destinationgrandcanyon.com/skywalk.html.

Лос Анджелес

     Дорога из Grand Canyon в Лос Анджелес простая и долгая. Можно быстро ехать по 40 шоссе, а если есть свободные дни - можно свернуть на знаменитую дорогу-музей - Route 66. Лос Анджелес - агломерация плоских городков, а официальная территория города - только самый центр, так называемое сити.



Мы остановились непосредственно в Голивуде и провели в нем около суток, захватив по пол-дня и ночь, чего вполне хватило, чтобы посетить аллею звезд, а также два раза сходить в Universal Studio Park, при этом без труда успев на все представления с самым обычным билетом. Секрет успеваемости в этом парке прост – туда надо идти будний день, и лучше с утра. В выходные, наверное, стоит брать Front-of-the-line-pass (см http://www.universalstudioshollywood.com). Развлечений в парке 50%/50% детских и "недетских". Последние не рекомендуются людям со слабым сердцем и / или вестибулярным аппаратом, так как любят там пугать, и это у них получается...



Ну а в целом сложилось впечатление, что кроме Беверли хилс, пары улиц в Голливуде и парка в городе смотреть нечего, а описанные в путеводителях достопримечательности "высосаны из пальца" и не сравнятся, к примеру, Нью Йорком. Поэтому мы прямо из парка аттракционов отправляемся в парк Секвой!

Парк Секвой

     Секвойи - самые большие и самые древние деревья на земле, чудом дожившие до настоящих дней, их возраст составляет от 2 до 4 тыс. лет, высота – до 110 метров, ширина ствола – до 12 метров (http://ru.wikipedia.org/wiki/Sequoia_sempervirens). Растут они только в одном месте на Земле - на высокогорье в одном из заповедников на западном побережье Северной Америки. Вот фотография самого большого из них - "General Sherman Tree", толщина которого, вопреки википедии, не семь, а 12 метров:



Территория заповедника огромна, и, хотя точки поддержки туристов встречаются, но в зимнее время, к которому относится и конец октября – почти все они закрыты (кроме платы на въезде), а бензин вообще нигде нельзя купить. Дорога, пролегающая сквозь заповедник, составляет более 100 миль горного серпантина. То, что бензина не хватит на выезд с другой стороны гор, мы поняли когда было уже слишком поздно - и в смысле назад вернуться не хватало, и смеркалось, холодало... В лесах же водятся медведи, о чем постоянно предупреждают знаки на дороге. Осознание того что придется ночевать в холодной машине в лесу, с медведями, без ужина (или будучи ужином для других?..) приходило медленно, неохотно но неотвратимо. Всех встречных туристов в лесу мы спрашивали о наличии запасной канистры, но никто таковой не имел, или не сознался... В надежде добраться до заправки уже в полной темноте пришлось спускаться по горному серпантину на нейтральной передаче, рискуя перегреть тормоза. Но бензин все равно кончился, а вскоре и двигатель стал чихать.



И тут как по волшебству за очередным поворотом мы увидели избушку-мотель (SnowLine Lodge), прямо среди горного леса, всю в огнях и тыквах в преддверии хелловина (дело было 30 октября)! Пьяные хозяева охотно зазывали, да и выбора не было… История развивалась по сценарию дешевого триллера, но закончилась благополучно посиделками с друзьями менеджера мотеля, рассказами о России и поочередной игрой на фортепиано времен второй мировой. А на следующее утро с оказией за дровами нас свозили на заправку, до которой оставалось всего 10 миль. Спасибо им большущее!!! Очень рекомендуем при случае остановиться там (http://www.snowlinelodge.net/).



Напомните хозяевам про туристов из России без бензина – они вряд ли когда-либо забудут о нас. Да и надпись благодарственная на стене осталась.

Сан Франциско

     Вообще это не город, а большая двухэтажная деревня… Список "must see" по нашему мнению - Golden Gate, Алькатрас, Котики на Fishermans wharf и Кабельный трамвай.



На последнем очень здорово прокатиться, стоя на подножке (желательно спереди). Дух захватывает, когда висишь снаружи, держась за перила, а трамвай начинает съезжать вниз по крутому холму! Чтобы встать снаружи надо отстоять очередь на конечной остановке, позже мест на подножке может и не быть. И еще надо спешить сделать это в молодости - если вагоновожатый заподозрит в Вас старпера - заставит садиться внутрь.

Вид с подножки трамвая перед съездом с холма:


Если интересно как трамваи приводятся в движение - можно бесплатно заглянуть под землю, на смотровую площадку машинного отделения, называется оно "музей кабельного трамвая". Вообще о городе написаны целые путеводители, но, помимо нашего «must see», предлагаемое времяпровождение скорее связано с клубами и заведениями, либо опять же "высосано из пальца", так как истории у города толком нет - каждые лет сто происходит землетрясение, сносящее все историческое... Но пока город стоит, а нам пора улетать домой, где землетрясений не бывает!

Посмотреть все фотографии с комментариями:  Часть I East   Часть II West
Оля&Тон petrovi4@mail.ru